СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Сведения по теории музыки за ЧЕТВЕРТЫЙ класс

Эта страница нужна для повторения и закрепления материала. Учить тот или иной блок имеет смысл только в том случае, если тема подробно пройдена в ходе занятий.

 

 

Блок 1. Интервалы – общие сведения

 

Интервал – это два звука на определенном расстоянии по высоте.

Можно сказать по-другому: интервал – это расстояние между двумя звуками по высоте

 

Гармонический интервал – два звука, взятые одновременно

 

Мелодический интервал – два звука, взятые по очереди

 

Консонанс – это когда звуки дружат

 

Диссонанс – это когда звуки ссорятся.

 

Интервал имеет две величины: ступеневую и тоновую. Чтобы правильно построить интервал, нужно посчитать их обе, и результаты должны совпадать.

 

Сначала считаем ступени по нотному стану (или на пальцах от одного).

 

Потом считаем полутоны по клавиатуре от нуля.

 

У чистой кварты и чистой квинты обе ноты без знаков, либо с одинаковыми знаками.

Исключения:

- Чистой квинты си-фа не бывает, нужен или си-бемоль или фа-диез

- Чистой кварты фа-си не бывает, нужен или си-бемоль или фа-диез

 

 

Блок 2. Тритоны

 

Тритон – особый интервал. Он так называется от того, что охватывает три тона, иначе – шесть полутонов.

 

Словом тритон называются два интервала: Увеличенная Кварта и Уменьшенная Квинта.

 

В мажоре и миноре тритоны строятся на неустойчивых ступенях, и от того нуждаются в разрешении (вспоминаем: разрешение – движение от неустойчивых ступеней к устойчивым)

 

В натуральном мажоре – два тритона:

- ув.4 на IV ступени. Она разрешается в м.6 на III ступени.

- ум.5 на VII ступени. Она разрешается в б.3 на I ступени.

 

В натуральном миноре – два тритона:

- ув.4 наVI ступени. Она разрешается в м.6 на V ступени.

- ум.5 на II ступени. Она разрешается в б.3 на III ступени.

 

В гармоническом миноре – четыре тритона:

- ув.4 наVI ступени. Она разрешается в м.6 на V ступени.

- ум.5 на II ступени. Она разрешается в б.3 на III ступени.

- ув.4 на IV ступени. Она разрешается в ,.6 на III ступени.

- ум.5 на VII+ ступени. Она разрешается в v.3 на I ступени.

 

В первую очередь нужно выучить, на каких ступенях строятся тритоны в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре.

 

Разрешение тритона (секста или терция) – это не сам тритон, а его разрешение.

 

Если задано построить тритоны с разрешениями, нужно строить тритоны с разрешениями, а не трезвучия с обращениями.

 

 

 

Блок 3. Таблица интервалов

 

Чистая прима – ч.1 – 1 ступень, 0 полутонов

 

Малая секунда – м.2 – 2 ступени., 1 полутон

 

Большая секунда – б.2 – 2 ступени, 2 полутона

 

Увеличенная секунда – ув.2 – 2 ступени, 3 полутона

 

Малая терция – м.3 – 3 ступени – 3 полутона

 

Большая терция – б.3 – 3 ступени – 4 полутона

 

Чистая кварта – ч.4 – 4 ступени – 5 полутонов

 

Увеличенная кварта – ув.4 – 4 ступени – 6 полутонов

 

Уменьшенная квинта – ум.5 – 5 ступеней – 6 полутонов

 

Чистая квинта – ч.5 – 5 ступеней – 7 полутонов

 

Малая секста – м.6 – 6 ступеней – 8 полутонов

 

Большая секста – б.6 – 6 ступеней – 9 полутонов

 

Уменьшенная септима – ум.7 – 7 ступеней – 9 полутонов

 

Малая септима – м.7 – 7 ступеней – 10 полутонов

 

Большая септима – б.7 – 7 ступеней – 11 полутонов

 

Чистая октава – ч.8 – 8 ступеней – 12 полутонов

 

 

 

Блок 4. ув.2 и ум.7

 

Увеличенная секунда и уменьшенная септима – особые интервалы.

 

Они есть только в гармоническом миноре и гармоническом мажоре (его пройдем позже)

 

Интервалы, которые возможны только при наличии гармонической ступени (например, VII+ в миноре), называются характерными интервалами

 

Если взять ув.2 отдельно, она звучит так же, как м.3. Если взять ум.7 отдельно, она звучит так же, как б.6.

 

Однако, если эти интервалы звучат внутри музыки, различия очевидны.

 

 

 

Блок 5. Обращения интервалов

 

Обращение интервала – интервал из звуков с теми же названиями, но взятых в другом порядке.

Например: интервал До – Ми, обращение – Ми – До

 

Чтобы построить обращения интервала, нужно перенести основание на октаву вверх или вершину на октаву вниз.

 

Интервал + его обращение = 9 ступеней.

Интервал + его обращение = 12 полутонов.

 

Таблица обращений:

 

Прима 1 – Октава 8Секунда 2 – Септима 7Терция 3 – Секста 6Кварта 4 – Квинта 5Большая – МалаяЧистая – Чистая Октава 8 – Прима 1Септима 7 – Секунда 2Секста 6 – Терция 3Квинта 5 – Кварта 4Малая – БольшаяЧистая – Чистая

Увеличенная – УменьшеннаяУменьшенная – Увеличенная

 

Например: обращение Большой Секунды – Малая Септима; Обращение Чистой Квинты – Чистая Кварта

 

 

 

Блок 6. Аккорды, трезвучия

 

Аккорд – сочетание трех и более звуков.

 

Аккорд отличается от интервала: в интервале два звука, а в аккорде – три и более.

 

Далеко не каждое сочетание нескольких звуков может считаться аккордом.

 

Аккордами называются только те сочетания звуков, которые постоянно используются в музыке. Они либо благозвучны, либо обладают ярким и интересным характером.

 

Трезвучие – аккорд из трех звуков на расстоянии терции.

 

Внизу у трезвучия – основной тон, в середине – терцовый, наверху – квинтовый.

 

У мажорного трезвучия внизу – большая терция, наверху – малая. Оно обозначается Б53   .

 

У минорного трезвучия внизу – малая терция, наверху – большая. Оно обозначается М53   .

 

Два этих аккорда – самые распространенные в музыке.

 

Реже встречаются уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие

 

Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций и обозначается Ум53   .

 

Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций и обозначается Ув53   .

 

 

 

Блок 7. Обращения трезвучий

 

Обращение – аккорд из звуков с теми же названиями, но в другом порядке.

Например, Ре - Фа# - Ля    ----->   Фа# - Ля - Ре  ----->   Ля - Ре - Фа#

 

Обращение получается, если нижний звук исходного аккорда перенести на октаву вниз.

По-другому – перенести верхний звук на октаву вниз.

 

Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Нижний звук трезвучия – основной тон.

 

У секстаккорда внизу – терция, наверху – кварта. Нижний звук секстаккорда– терцовый тон.

 

У квартсекстаккорда внизу – кварта, наверху– терция. Нижний звук квартсекстаккорда – квинтовый тон.

 

Мажорный секстаккорд обозначается Б6. У него внизу – м.3, наверху – ч.4.

 

Минорный секстаккорд обозначается М6. У него внизу – б.3, наверху – ч.4.

 

Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б64   .  У него внизу – ч.4, наверху – б.3.

 

Минорный квартсекстаккорд обозначается М64   .  У него внизу – ч.4, наверху – м.3.

 

 

 

Блок 8. Главные трезвучия с обращениями

 

Главные ступени – I, IV и V (внимание! устойчивые ступени – I, III и V)

 

I – Тоника, T;  IV – Субдоминанта – S;   V – Доминанта – D.

 

На главных ступенях строятся главные трезвучия:

- на I – Тоническое трезвучие – T53

- на IV – Субдоминантовое трезвучие – S53

- на V – Доминантовое трезвучие – D53

 

 

 

Если в музыке прозвучат три главных трезвучия (или их обращения), мы можем четко и однозначно почувствовать, в какой тональности находимся.

 

В натуральном мажоре есть только три мажорных трезвучия, и все они строятся на главных ступенях.

 

В натуральном миноре есть только три минорных трезвучия, и все они строятся на главных ступенях.

 

Проще: в мажоре на главных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в натуральном миноре – минорные.

 

 

 

 

 

Блок 9. Длительности

 

Целая нота – супер-мега-длинная – пишется как пустая головка без штиля. 

В целую помещаются:

- две половинные

- четыре четверти

- восемь восьмых

- шестнадцать шестнадцатых

 

Половинная нота – супер-длинная – пишется как пустая головка со штилем.

В половинную помещаются:

- две четвертные

- четыре восьмые

- восемь шестнадцатых

 

Четвертная нота – длинная – пишется как закрашенная головка со штилем.

В четвертную помещаются:

- две восьмые

- четыре шестнадцатые

 

Восьмая нота – короткая. 

На письме восьмые ноты, как правило, соединяются по две или по нескольку штук вязкой.

Если восьмая одна, то она пишется: закрашенная головка и штиль с хвостиком.

В восьмую помещаются две шестнадцатые.

 

Шестнадцатая нота – супер-пороткая.

На письме шестнадцатые ноты, как правило, соединяются вязкой.

Вязка у шестнадцатых нот – двойная.

Одна шестнадцатая пишется так: закрашенная головка и штиль с двумя хвостиками.

 

Четверть с точкой – особая длительность.

В нее помещаются три восьмые.

После четверти с точкой, как правило (во втором классе – всегда) идет одна восьмая – та, которая пишется с хвостиком.

Четверть с точкой и две восьмые не бывает никогда

Зато бывает четверть с точкой и две шестнадцатые

 

Точка после ноты увеличивает длительность в полтора раза.

Иными словами, берем длительность и приклеиваем длительность в два раза короче.

Половинная с точкой равна трем четвертям. Иначе, половинная + четверть.

Четверть с точкой равна трем восьмым. Иначе, четверть + восьмая.

Восьмая с точкой равна трем шестнадцатым. Иначе, восьмая + шестнадцатая.

 

Группа длительностей восьмая с точкой и шестнадцатая чаще всего пишется под общей вязкой. При этом, у шестнадцатой есть еще одна короткая вязка, которая не достает до восьмой.

 

 

 

Пауза – тишина с определенной длительностью:

 

 

 

 

 

Блок 10. Тон, полутон, гамма

 

Полутон – самое маленькое расстояние между звуками, когда между двумя клавишами можно просунуть только тонкую бумажку.

 

Тон – это расстояние побольше, когда между двумя клавишами есть еще одна клавиша.

 

Гамма – это упражнение, в котором музыкант играет или поет подряд все ноты сверху вниз или снизу вверх.

 

Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

 

Тоника – самая первая, самая главная, самая устойчивая ступень.

 

Всего ступеней – семь.

 

Выше седьмой снова будет первая.

 

Ниже первой находится седьмая ступень.

 

Тоника дает название всей гамме. Например, если первая ступень – нота До, то гамма называется До мажор или до минор. Если первая ступень нота Соль, то гамма называется Соль мажор или соль минор.

 

Устойчивые ступени – те, на которых музыке спокойно. На них она может остановиться и даже закончиться.

 

Устойчивые ступени – первая, третья и пятая.

 

Неустойчивые ступени – те, на которых музыке неуютно, и если они звучат, то музыка требует продолжения.

 

Неустойчивые ступени – вторая, четвертая, шестая и седьмая.

 

Вводные тоны – ближайшие к тонике ступени: седьмая и вторая.

 

Разрешение – движение музыки от неустойчивых ступеней к устойчивым.

 

Опевание – ход мелодии вокруг центральной ноты.

Центральная нота может быть любой, но в классе сольфеджио это, как правило, устойчивые ступени.

Принцип следующий: нота выше центральной, нота ниже центральной и в конце сама центральная.

Или наоборот: нота выше центральной, нота ниже центральной и сама центральная нота.

 

 

 

 

Блок 11. Мажор, минор, виды минора

 

Мажор – это такая гамма, из звуков которой чаще складывается радостная музыка, нежели грустная.

 

В мажоре полутоны находятся между III и IV ступенями и между VII и I ступенями. Между другими ступенями расстояние в один тон.

 

Структура мажорной гаммы: тон, тон, полутон;  тон, тон, тон, полутон&

Иначе: два тона, полутон, три тона, полутон.

 

Минор – такая гамма, из звуков которой чаще складывается грустная музыка, нежели радостная.

 

В миноре полутоны находятся между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

 

Структура минорной гаммы: тон, полутон;  тон, тон, полутон;  тон, тон.

 

Виды минора: натуральный, гармонический и мелодический.

 

Натуральный минор – самый обычный.

 

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Из-за этого между VI и VII+ ступенями образуется необычный интервал – увеличенная секунда ув.2. В ней две ступени и три полутона.

 

В мелодическом миноре на пол тона повышаются VI и VII ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит так же, как в мажоре.

 

Как правило, мелодическая минорная гамма поется или играется только вверх, а вниз идет натуральная.

 

 

 

Блок 12. Метр, тактовый размер, такт

 

Метр – это равномерная пульсация, чередование сильных и слабых долей (ударов), ритмический скелет музыки.

 

Примеры метра – это тиканье часов, капли воды воды из плохо закрытого крана, удары сердца.

 

Метр – ритмический скелет музыки. Со стороны он незаметен, но при этом спрятан внутри музыки и придает ей четкость.

 

Метроном – это прибор, который отсчитывает метр для музыкантов. Но настоящему профессионалу метроном нужен редко, так как он слышит метр внутри себя.

 

Акцент – это выделение звука, когда он берется с большей силой. Акцент в музыке – все равно что ударение в речи. Акцент обозначается специальным знаком: >.

 

Пульсация метра устроена так, что в нем есть более сильные и более слабые удары. Сильные и слабые удары идут в определенном порядке:

- сильный-слабый, сильный-слабый, сильный-слабый....

- сильный-слабый-слабый, сильный-слабый-слабый...

 

Сильная доля – удар метра с акцентом.

 

Слабая доля – удар метра без акцента.

 

Двухдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли идет одна слабая.

 

Трехдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли следует две слабые.

 

Тактовый размер (размер) – метр, удары которого равны конкретным длительностям.

 

Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой.

 

Перед сильной долей ставится тактовая черта.

 

Тактовые черты показывают границы тактов и сильные доли.

 

Во втором классе проходят размеры две четверти, три четверти и четыре четверти.

 

Еще один размер – три восьмые. В этом размере дирижируют так же, как на три четверти, но одно движение руки соответствует одной восьмой.

 

 

 

Блок 13. Знаки альтерации, тональности

 

Знаки альтерации – диез, бемоль и бекар.

 

Диез повышает звук на пол тона.

 

Имеем в виду: ноты ми-диез и си-диез тоже бывают.

 

Бемоль понижает звук на пол тона.

 

Имеем в виду: ноты фа-бемоль и до-бемоль тоже бывают

 

Бекар отменяет действие диеза или бемоля.

 

Если знак ставится перед нотой, то он действует на нее и другие ноты той же высоты до конца такта.

 

Если знак стоит при ключе в начале нотного стана, он действует до конца нотной строки.

 

В начале каждого нотного стана ставятся ключ и знаки (если знаки нужны).

 

В скрипичном ключе знаки ставятся сверху. Но действуют они не только на ту ноту, которая пишется в этом месте, но и на другие ноты с тем же названием. Например, си-бемоль при ключе действует на все ноты си – и на ту, что в середине нотного стана, и на ту, что под первой добавочной линейкой внизу, и на ту, что над второй добавочной наверху.

 

Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми знаками при ключе. Например, Соль мажор и ми минор.

 

Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковыми тониками. Например, Соль мажор и соль минор.

 

 

Блок 14. Знаки при ключе

 

Знаки при ключе пишутся и перечисляются вслух в строго определенном порядке

 

Для диезных тональностей:

фа# – до# – соль# – ре# – ля# – ми# – си#

 

Для бемольных тональностей:

си – ми – ля – ре – соль – до – фа

 

 

В третьем классе положено знать знаки при ключе в следующих тональностях:

- До мажор – знаков нет

- ля минор – знаков нет

 

- Соль мажор – фа-диез

- ми минор – фа-диез

 

- Фа мажор – си-бемоль

- ре минор – си бемоль

 

- Ре мажор – фа-диез и до-диез

- си минор – фа-диез и до-диез

 

- Си-бемоль мажор – си-бемоль и ми-бемоль

- соль минор – си-бемоль и ми-бемоль

 

- Ля мажор – фа-диез, до-диез и соль-диез

- фа-диез минор – фа-диез, до-диез и соль-диез

 

- Ми-бемоль мажор – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль

- До минор – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль

 

 

 

 

Блок 10. Штрихи, темпы, динамические оттенки

 

Штрихи:

- legato – легато – играем или поем мелодию, соединяя звуки, так, чтобы они плавно перетекали один в другой.

- non legato нон легато – играем или поем, немного отделяя звуки от друг от друга.

- staccato – стаккато – играем или поем каждый звук отрывисто и остро.

 

Темпы:

медленнее <-----------------------------> быстрее    Presto – прэсто – скороVivo – виво – живоAllegro – аллегро – быстроAllegretto – аллегретто – чуть спокойнее, чем allegro Andantino – андантино – чуть живее, чем andanteAndante – андантэ – не спешаModerato – модэрато – умеренноSostenuto – состэнуто – сдержанно Adagio – адажио – медленноLento – ленто – протяжноLargo – ларго – широкоGrave – граве – тяжело быстрые      умеренные    медленные

 

 

Динамические оттенки:

- Фортиссимо – ƒƒ – очень громко

- Форте – ƒ – громко

- Меццо-форте – – не очень громко

- Меццо-пиано – mp – не очень тихо (тише, чем меццо-форте)

- Пиано – p – тихо

- Пианиссимо – pp – очень тихо

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта